Разрешение на использование воздушного пространства и необходимость регистрировать квадрокоптеры (беспилотные летательные аппараты, или просто БПЛА ) - эти темы стали актуальны как никогда и живо волнуют всех владельцев дронов. Как специалисты по коптерам, мы не можем остаться в стороне и готовы дать подробные комментарии и объяснить, кому нужно и как можно получить разрешение на полеты в воздушном пространстве Российской Федерации. О чем и поговорим в этой статье. Постараемся изложить информацию лакононично, но не упустить ничего важного. Особое внимание уделим пошаговой инструкции по прохождению всех этапов согласования полетов.
Начнем с начала и по порядку. На сегодняшний день полеты квадрокоптеров в России регламентируются такими документами:
Воздушный кодекс РФ;
Административный кодекс России (статья 11.4 о «Нарушении правил эксплуатации воздушного пространства над территорией РФ»);
Уголовный кодекс (ст.271.1);
Федеральные правила эксплуатации воздушного пространства над территорией России.
Еще 4 июля 2016 года В.В. Путин подписал документы об отмене обязательной регистрации БПЛА массой до 30 кг. Особенно это обрадовало фотографов, видеооператоров и всех, чья работа или хобби связаны с мультикоптерами.
Проект Постановления Правительства России «Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» находится на финальной стадии подготовки. С 5 июля 2017 г. все ввезенные или произведенные на территории Российской Федерации беспилотные гражданские воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат обязательному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Главная задача авторов законов - обеспечить безопасность в воздушном пространстве. Для этого не обойтись без определенных правил и процедур учета и регистрации беспилотников, правил полетов и управления ими, в том числе удаленным внешним пилотом.
По заявлению Министерства транспорта, порядок учета беспилотных воздушных судов (БВС) будет направлен на утверждение в правительство в ноябре 2017 года, затем назначат оператора системы учета, которым должна стать ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Учет предполагают вести в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). В качестве способа идентификации планируется использовать радиочастотные метки, которые будут действовать в радиусе до 300 метров. Сейчас система учета гражданских БВС уже работает в тестовом режиме и, вероятно, будет официально представлена в апреле 2018 года, после прохождения всех юридических процедур.
Проще говоря, это значит, что сейчас регистрировать квадрокоптеры до 30 кг не нужно, но это не освобождает операторов беспилотников от регистрации полетов в контролирующих органах. Для их запуска придется получить разрешение на полеты от местных органов власти. Как это сделать - мы объясним чуть ниже.
Регистрация не понадобится для многих моделей квадрокоптеров - например DJI Phantom 2,3,4, Mavic, Inspire, Syma, Yaneec, Gopro Karma и аналогичные модели других брендов.
Разрешение на съемку с квадрокоптера является обязательным. Без документа вы не имеете права вести съемку.
Так как же получить эти разрешения? Мы готовы поделиться опытом их оформления в Новосибирске.
Шаг второй: согласование установки временного режима.
Для согласования установки временного режима вам нужно подать заявление на имя начальника Новосибирского ЗЦ ЕС ОрВД. В заявлении указывается дата полета, тип квадрокоптера, границы района (градусы, минуты, секунды), высота полета, время полета (по Гринвичу) и номер разрешительного документа, выданного органом местного самоуправления (предыдущий шаг). Результатом этого этапа станет согласование и назначение ответственного за согласование.
Шаг третий: установление “временного режима”.
Для установления временного режима нужно подать заявление на имя начальника Главного Центра ЕС ОрВД (Москва). В заявлении указывается та же информация (дата полета, тип квадрокоптера, границы района (градусы, минуты, секунды), высота полета, время полета (по Гринвичу), номер разрешительного документа, выданного органом местного самоуправления и имя ответственного сотрудника того органа, что согласовывает установление временного режима в регионе. За четыре дня до полета вам будет выдан номер временного режима.
Шаг четвертый: согласование плана полета.
За сутки до полета отправьте телеграмму с планом полета в ЗЦ ЕС ОрВД. В плане укажите границы полета, тип летательного аппарата, данные оператора дрона и номер временного режима.
Шаг пятый: начало и конец полета.
За два часа до начала полета известите ЗЦ ЕС РоВД по телефону о предстоящем полете по назначенному временному режиму.
За 5 минут до полета известите ЗС РЦ УВД по телефону о предстоящем полете и о его окончании.
После полета позвоните в Главный Центр ЕС ОрВД в Москве и попросите снять временный режим.
Процедура кажется долгой и сложной, правда? На самом деле, после первого прохождения всех этапов каждый следующий полет будет согласовываться быстрее и проще. Тем более, что есть весомый стимул разобраться во всех процессах: управление квадрокоптером без разрешения чревато штрафом от 3000 до 5000 рублей. Гораздо разумнее и выгоднее обратиться к специалистам дрон-центра в Новосибирске за профессиональной помощью.